НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

Противоречие первое. Изображение престу­пления у Достоевского признается замечательным, но в поучение Достоевскому все-таки выписываются целые абзацы из «Нашего общего друга»: Диккенс противопо­лагается Достоевскому как высший, общепризнанный европейский образец и авторитет психологического анализа 59.

Противоречие второе. Построение «Преступ­ления и наказания» признается травильным» и «искус­ным», но тут же отмечается его «монотонность» и «неяс­ность», которые, однако, почему-то «не лишают его зани­мательности» 60.

Противоречие третье. Сновидения Расколь­никова нравятся критику смешением реального и фанта­стического, но последний апокалиптический сон в эпилоге перед духовным воскресением героя пазван «явным сочинением, холодной аллегорией», без объяснения художест­венной функции фантастики и различия в глазах критика

между снами, воссозданными писателем.

Так, чисто эмоциональное, увлеченное восприятие романа критиком не всегда находит объяснение в его теоретических представлениях об эстетически должном и не всегда с ними согласуется, как это и обычно бывает при встрече эстетически развитого воспринимающего сознания с необычной, незнакомой, не раскрытой им художественной структурой.

 

 

59             Там же, с. 520—521.

60 Там же, с. 522.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.