НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

При иной направленности поисков причин современ­ных болезней и при иной терминологии здесь у Страхова снова видно совпадение с Писаревым: Раскольников не всякий, но случившееся с ним может случиться со вся­ким. Здесь Страхов первым и довольно точно зафиксиро­вал большую обобщенность образа, чем это было у дру­гих современных Достоевскому романистов. Из всех возможных аспектов психологизма на первый план ху­дожником выдвигается духовный процесс, отъединяющий человека от людей его болезненной эгоистичностью и од­новременно объединяющий его с ними общностью край­них нравственных страданий и путями их преодоления.

Традиционная реалистическая типизация признается Страховым правомерной внутри романа Достоевского для остальных героев романа, из которых как «типы, ярко, отчетливо очерченные» выделяются Мармеладов и Кате­рина Ивановна. Остальные действующие лица, хотя и упоминаются, но не оцениваются и не анализируются. В интерпретации Страхова роман Достоевского предстает как замкнутая драма одинокой человеческой души, изму­ченной духовными болезнями века, но способной к самовозрождению. Широкий фон этой драмы исчезает в его восприятии, затушевывается.

Для сравнения с суждениями Страхова интересно отметить, что сам-то Достоевский, всегда упорно отстаи­вавший особенности своего реализма, как раз к Расколь­никову относился как к общепонятному обозначению типичных для эпохи болезней, как к синониму опасных тенденций в настроениях молодежи, готовой на любые средства, чтобы выбиться из нужды, и употреблял имя Раскольникова как имя нарицательное.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.