НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

Но ведь он теперь представитель того мировоззрения, которое сдела­лось симпатичным многим русским людям, и к тому же автор «Преступления и наказания» и «Записок из Мерт­вого дома», как бы затем ни исказился, уже этими двумя творениями стал наряду с величайшими творцами — ху­дожниками XIX века». К. Леонтьев отвечает Вс. Соловь­еву: «А насчет „Мертвого дома“ и „Преступления и нака- зания“ опять согласен. Это в своем роде превосходно» 69.

Достоевский писал из Флоренции в феврале 1869 г.: ; «Я чувствую, что сравнительно с „Преступлением и нака- занием“ эффект „Идиота» в публике слабее» 70.

Н.            Страхов, который восхищался «цельностью» «Бе­сов» 71, подводя итоги жизни писателя, насчитывал толь­ко четыре высочайших подъема в его творческой деятель­ности: «Первый — „Бедные люди“, второй — „Мертвый дом“, третий — „Преступление и наказание», четвертый — „Дневник писателя»» 72, т. е. «Преступление и наказание» и им воспринималось как художественный шедевр Достоевского.

И для революционера-народника П. Ткачева, призна­вавшего талант Достоевского, но скептически относив­шегося к широте его возможностей романиста, и для «шестидесятника» М. Антоновича, отрицавшего за поздним творчеством Достоевского

 

69             Там же.

70             Достоевский Ф. М. Письма, т. 2, с. 171.

71             Литературное наследство, т. 86, с. 484.

72             Там же.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.