Франческо Бартоломео Растрелли / Библиография и источники / Примечания

I. Первое небольшое исследование жизни и творчества Ф.-Б. Растрелли было опубликовано в газете «Санкт-Петербургские ведомости» от 2.08.1862 г. Автор – П. Н. Петров.

Несколько десятилетий спустя вышло уже подробное исследование искусства великого архитектора XVIII века. Его автор — И. Э. Грабарь, и вышло в книге, которая называлась «История русского искусства», М., 1910.

Первый монографический труд о великом архитекторе появился лишь в 1938 г. Его автор — Матвеев А. Назывался труд «Растрелли». М., 1938.

В 1939 г. 3. Батовский опубликовал во Львове обстоятельный перечень работ Растрелли, однако работа вышла на польском языке.

Но уже в 1940 г. искусствовед Д. Аркин издал перечень этих документов на русском языке. Работа называлась «Материалы о жизни и творчестве Франческо Бартоломео Растрелли».

Одновременно с публикацией Д. Аркина в Риге вышла на французском языке книга Vipers В. Baroque Art in Latvia (1939), где одна из глав была посвящена деятельности Ф.-Б. Растрелли в Курляндии. (Эта работа позже была включена в сборник: Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. М., 1978). К сожалению, документы, подробно свидетельствовавшие о жизни и работе архитектора при дворе герцога Курляндского Э. И. Бирона и хранившиеся в архиве герцога в Митаве, были потомками вывезены в Германию. Лишь небольшая часть их была опубликована в работах: Neuman W. Aus alter Zeit. Riga, 1913; Miiller-Eschebach A. Kurlandisher Spatbarok. Leipzig, 1939.

В 1954 г. на основе своей публикации 1939 г. Д. Аркин издал работу, посвященную проблеме: Растрелли и стиль русской архитектуры середины XVIII в. (Аркин Д. Растрелли. М., 1954).

Еще шире эта проблема рассматривалась в сборнике «Русская архитектура первой половины XVIII века. Исследования и материалы» (М., 1954), где была опубликована статья Б. Р. Виппера «В. В. Растрелли и архитектура русского барокко». В несколько сокращенном виде эта статья была включена как отдельная глава «Б. Ф. Растрелли» в «Историю русского искусства», том 5 (М., 1960). Еще позже она была напечатана в книге: Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. М., 1978.

Одновременно с выходом 5-го тома «Истории русского искусства» шведский исследователь Б. Хальстрём опубликовал чертежи и рисунки Растрелли, хранящиеся в Стокгольме (Hallstrom В. Н. Ruska buggnadszitnigari Na-tionalmiiseum. Nagra tidiga vezk av Bartolomeo Rastrelli.— Konsthistorisk Tidskrift, 1960, N 4).

В 1963 г. историки архитектуры Ю. М. Денисов и А. Н. Петров опубликовали капитальный труд: Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества. Л, 1963. Книга состоит из двух разделов: биографического очерка и каталога всех известных сегодня чертежей Ф.-Б. Растрелли.

Следует заметить, что появление этого труда, как отмечают сами авторы, было во многом обусловлено восстановлением разрушенных в годы Великой Отечественной войны дворцовых ансамблей в Пушкине (Царском Селе) и Петродворце (Петергофе).

Возросший в последние десятилетия интерес к культурному наследию прошлого, а также накопленные за годы Советской власти материалы о жизни и деятельности Ф.-Б. Растрелли способствовали появлению научно-популярных очерков и книг о творчестве архитектора. Среди них следует, в первую очередь, отметить: Никулина Н. Застывшая музыка.— В кн.: Белые ночи. Л, 1975; Козмян Г. Ф.-Б. Растрелли. Д., 1976.

II. Отдельные документы, связанные с определенным событием, периодом в жизни архитектора или созданием того или иного проекта, начали публиковаться еще в середине прошлого столетия. Так, например, характеристика, данная А. Кантемиром молодому Ф.-Б. Растрелли, была напечатана в журнале «Библиографические записки» (т. I, № 20. Спб., 1858).

Донесение французского посланника Дугласа с описанием Царскосельского дворца увидело свет в Архиве князя М. Воронцова, кн. 33 (М., 1887). Упоминание о Растрелли в период сооружения дворца С. Г. Строганова можно найти в работе: Колмаков Н. А. Дом и фамилия Строгановых.— Русская старина, кн. III. М., 1887.

Некоторые документы опубликованы в сборнике Русского исторического общества (РИО, т. 69. Спб., 1889) и в издании Сенатский архив, т. XIII. Спб., 1909. (В последнем — дела, связанные с уходом в отставку и прошением о пенсии).

Естественно, что многие факты биографии отца представляют интерес для жизнеописания сына. Поэтому автор, конечно, пользовался сведениями, изложенными в единственной монографии об итальянском скульпторе, переехавшем в Россию: Архипов Н. И., Раскин А. Г. Бартоломео Карло Растрелли. Л.— М., 1964.

О создании Летнего и Зимнего Анненгофа обстоятельно рассказано в книге «Дворцово-парковые ансамбли Москвы» О. С. Евангуловой (М., 1969).

Исследованию прославленных творений Растрелли — Петергофского и Царскосельских дворцов — уделил большое внимание художник и историк искусства А. Н. Бенуа. Его работы: «Петергоф в XVIII веке» — в журнале «Художественные сокровища России», № 7—8 (Спб., 1902) и «Царское село в царствование Елизаветы Петровны» (Спб., 1910) представляют и сегодня значительный интерес. Этим дворцам посвящены также работы: Архипов Н. И., Раскин А. Г. Петродворец. Л. — М., 1961; Петров А. Н. Город Пушкин. Дворцы и парки. Л, 1977.

 

<< Назад < Вернуться к оглавлению > Далее >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.