НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

В 1870-х годах подобных критиков в России уже не было. Мелкотравчатые, поверхностные и зачастую недоброжелательные рецензии, появившиеся в периоди­ческой печати, вызывали у Достоевского едкое чувство неудовлетворенности и досады. Читая письма своих мно­гочисленных корреспондентов, он по временам сознавал, что все же понят и ценим, что восприятие его произве­дений совпадает с авторским замыслом» 73.

Явный разрыв между стихийным ростом популярно­сти Достоевского в 70-е годы и оценками его творчества большинством профессиональных критиков и вообще боль­шинством литераторов объяснялся не просто «мелкотрав- чатостью» и «поверхностностью» судий и суждений. Например, отношение Тургенева к поздним романам Достоевского служит верным знаком расхождения «клас­сического» на тот момент русского реализма середины XIX в. с методом и стилем Достоевского. Тургенев писал по поводу «хаоса», каким представлялся ему «Подросток»: «Боже, что за кислятина и больничная вонь, и никому не нужное бормотание, и психологическое повторе­ние…» 74. Конечно, в первую очередь разрыв между растущей популярностью Достоевского и теоретическим осознанием критикой особенностей его романов объяснял­ся идеологическими причинами. Для народнической и либе­ральной критики неприемлемы были религиозно-морали­стические идеи Достоевского-проповедника.

73             Литературное наследство, т. 86, с. 355.

74             Тургенев И. С. Письма, т. II, с. 164.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.