НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

Но для разрыва между стихийной увлеченностью многочислен­ных читателей Достоевского и «строгостью» к нему кри­тики имели немалое значение уровень и направление са­мой эстетической мысли 70-х годов. В то время как рус­ский роман, роман Толстого и Достоевского, выходил на вершины мировой литературы, воплощая в себе новые принципы реалистического искусства, господствовали эстетические критерии, выработанные на основе европей­ского реализма первой половины XIX в.

И Ткачев, писавший в 70-е годы о «Бесах» и «Под­ростке», и Антонович, оценивавший в 80-е годы «Братьев Карамазовых», упорно прилагают к поздним романам Достоевского критерии, не во всем правомерно уже упо­треблявшиеся Добролюбовым в1861 г. по отношению к «Униженным и оскорбленным», и делают прямые отсылки к его статье «Забитые люди», и не внося никаких кор­ректив в требования «реальной критики».

Повторяя схему Добролюбова, П. Ткачев, например, охарактеризовал Достоевского весьма лестными эпитета­ми, в то же время по-прежнему отказывает ему в праве на «эстетическую критику» и отрицает даже возможность его соревнования с европейскими писателями: он видит в «Подростке» «мастерскую кисть одного из замечатель­нейших… одного из первокласснейших художников (конечно, я говорю только о российских художниках) на­шего времени, времени, столь богатого по части всевоз­можных „художеств» и столь бедного по части художест­венных талантов» 75. Однако, по мнению Ткачева, «значение

75             Дело, 1876, № 5, с. 307.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.