НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

г. Достоевского как художника, с чисто эстетической точки зрения, очень и очень невелико»76. П. Ткачев пишет: «Эстетика требует от художника прежде всего художественной правды. Но вот именно этому, т. е. ее основному, элементарному требованию… г. Достоевский никогда не удовлетворял и не может удовлетворить; художественная правда, как и правда научная, есть не что иное, как правильное обобщение частных единичных явлений… Но для того, чтобы обобщение было правиль­но… необходимо обладать способностью отличать в этом явлении случайное от постоянного, ненормальное от нор­мального, второстепенное от главного. Г. же Достоевский если и обладает этой способностью, то только в весьма и весьма слабой степени. Особенность его таланта в том- то именно и состоит, что он всегда склонен исключитель­ное, аморальное, временное, преходящее, случайное воз­водить в нечто постоянное, нормальное, преобладаю­щее… он… даже и в… односторонних наблюдениях никог­да почти не в состоянии сохранить вполне объективного беспристрастия; всегда он что-нибудь да вложит от себя, что-нибудь прикрасит, расцветит, преувеличит и исказит». Это «субъективно-пристрастное» отношение к изображае­мому П. Ткачев называет «блудодеянием таланта»77, используя выражение самого Достоевского из «Дневника писателя».

76             Там же, с. 309.

77             Там же, с. 310.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.