НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

Интерес к исключительным явлениям за счет распро­страненных не дает возможности Достоевскому, по мнению критика «Дела», создавать «целостные, художественные характеры» и обращает его внимание «на такие душевные состояния, которые относятся скорее к области психиат­рии, чем психологии».

Несовпадение общего уровня эстетической мысли и высших достижений реализма 70-х годов наглядно видно на примере обращения П. Ткачева к «Преступлению и на­казанию».

Позднее творчество Достоевского не открывает для критики в произведепии десятилетней давности ничего пового. Характерами, «замечательными по своей художе­ственной правде» 78, П. Ткачев называет только некото­рых второстепенных героев Достоевского. К тому же кри­тик явно давно пе перечитывал «Преступления и наказа­

ния», он пишет по памяти, ориентируясь и на впечатления, и на позиции 60-х годов. Так, к числу немногих «цельных» и «художественных» эпизодов он причисляет и рассказ чиновника Ермолаева (sic!) в романе «Преступление и наказание» 79.

В противоречии с общим ходом рассуждений об «ис­ключительности» большинства «патологических» героев Достоевского находится дальнейший поворот статьи П. Ткачева «Литературное попурри», где говорится, что, в то время как для «критика-эстетика» Достоевский во­обще представляет мало интереса, для критика, занятого вопросом, «что он живописует», эти самые больные,

78             Там же, с. 309.

79             Там же, с. 313.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.