НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

вернуться обратно в центры цивилизации и приобщиться во что бы то ни стало к активнейшей граж­данской деятельности, отказавшись от гамлетовских сом­нений относительно ее конечных результатов, провоз­глашая действие и деятельность самодовлеющей ценно­стью, хотя бы в качестве протеста против косности, привычного правопорядка.

Вплоть до 90-х годов в критике революционного и ли­берального лагерей в отношении Достоевского продолжа­ют господствовать формулы Добролюбова, предложенные им в 1861 г. М. Антонович буквально применяет к «Братьям Карамазовым» тезис «забитых людей»: «Разби­рать роман с эстетической точки зрения мы не станем. Мы признаем в нем весьма мало художественности, го­раздо меньше, чем было ее в прежних произведениях До­стоевского». А так как и за прежними произведениями художественности признавалось маловато, то эстетические качества «Братьев Карамазовых» возводятся уже в вели­чину отрицательную. Роман Достоевского все меньше ук­ладывается в формулы реализма, выработанные на ос­новании прежнего художественного опыта. «Тенденциоз­ность» Достоевского, направленная «в сторону „Русского вестника»», субъективность «мистико-аскетического свой­ства» мешает видеть в его произведении роман. Для М. Антоновича — «это трактат в лицах» 85.

85             Там же, с. 102.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.