НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

Солидаризируясь с этими суждениями французского критика, М. Антонович делает вывод, что в результате та­кой «нехудожественности» сочинения Достоевского пред­ставляют «разнохарактерную смесь, крайние члены которой проникнуты различным духом и одушевлены не­одинаковыми тенденциями». А как же та главная мистико-аскетическая тенденция, направленная в сторону «Рус­ского вестника», которую критик выявил ранее?

Противоречия, сопутствовавшие эстетической оценке романов Достоевского в 60-е годы, по-прежнему остаются открытыми для читателя: ведь утверждение о явной тен­денциозности Достоевского, о повышенной автономности сознания его героев по сравнению с персонажами других реалистов XIX в. не были лишены оснований. Художест­венный мир Достоевского все яснее нуждался в едином и новом ключе, открывающем его «тайну», в которой ока­зывались насущно заинтересованными все больше и боль­ше людей.

Становилось все более очевидным, что понимание этих романов несовместимо с позитивистским объяснением за­конов мирового развития, а сами романы Достоевского при всей их теснейшей связи с злободневной действитель­ностью активно противостоят натуралистическим тенден­циям реализма, столь явственно определившимся в рус­ской литературе к 80-м годам XIX в.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.