НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

Но и для тех, кто также ждал от искусства в то время «психически деятельного момента», как, например, Коро­ленко, и для кого понятие «идеального» никак не совпа­дало с религиозным, образы Достоевского в 70—80-е годы становятся, с одной стороны, верным отражением проблем собственного существования, а с другой — сложной и в общем неразрешимой эстетической загадкой.

Интересный пример противоречивой оценки роли До­стоевского его современниками из прогрессивно-демокра­тического лагеря дает отношение к писателю Короленко, подробно рассмотренное в статье Т. Г. Морозовой «В. Г. Ко­роленко — критик Достоевского» 90.

С одной стороны, для Короленко очень близка соци­альная драма Раскольникова, свое существование писа­тель осмысляет при помощи частых ассоциаций с образа­ми Достоевского. И впоследствии социальное родство с героем Достоевского подсказывает ему сочувствие к Раскольникову, выдержанное совершенно в духе Писа­рева.

Т. Г. Морозова приводит отрывок из не опубликован­ной ранее записи Короленко: «Читали вы Достоевского?

И             поняли. Так как же вы не видите, что исповедь Мармеладова это именно такая вещь, после которой можно пойти и убить старуху… — Но ведь это ужасно.— Но ведь то, что рассказывает Мармеладов, —еще ужаснее, пойми­те!» 91.

С другой стороны, практически находя в образах До­стоевского близкое ему и значительное отражение живо­трепещущей современности, теоретически Короленко не

90             См.: Литературное наследство, т. 86.

91             Там же, с. 631.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.