НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

может признать за ними значения истинной «художест­венности», ибо болезненным картинам Достоевского свой­ственна «субъективность» и не достает «широкой, как сама жизнь, общей концепции жизни» 92, а чтение До­стоевского приносит «мало наслаждения» и «много стра­даний», т. е. в 80-е годы у Короленко были те же тео­ретические аргументы, что и у критиков 60-х годов: недо­статочность объективности, отсутствие общей прогрессив­ной идеи и преувеличение страдания.

О тех противоположно направленных движениях мыс­ли вокруг творчества Достоевского, которые происходят на рубеже 70—80-х годов, лучше всего свидетельствуют споры о Достоевском внутри одного и того же критиче­ского восприятия.

Подобно тому как в 80-е годы Н. Страхов критиковал самого себя за свое отношение к «Преступлению и нака­занию» в 1867, 1882 гг. О. Миллер критикует себя за «односторонность» своего взгляда на романы Достоевско­го и за «общие места с казенно-либеральным оттенком» в собственных оценках творчества Достоевского в целом, как они выразились в «Публичных лекциях»1874 г. «Самокритика» Н. Страхова и О. Миллера — прямое сви­детельство все более широкого и уверенного признания за Достоевским идеалистической критикой и соответст­венно настроенным читателем роли религиозного вождя.

Более сложный пример «самоанализа» критиков До­стоевского в 80-е годы, свидетельствующий о поиске но­вого подхода к его творчеству, представляют собою две статьи II. К. Михайловского о Достоевском: «Записки современника»1881 г. и «Жестокий талант»1882 г.

92             Там же, с. 627.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.