НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

же темы» 105. В частности, делается такое наблюдение: Отелло ценой собственной гибели кончает с той мучи­тельной ситуацией, в которой оказался, «но создания Достоевского так просто не поступают, им конец-то, ре­зультаты-то именно и не нужны, им нужен процесс»106, т. е. с целью показать «несовершенство» трагического дара Достоевского отмечается открытость, незамкнутость изображаемых им ситуаций.

Таким многопроникновенным оказывается подход к творчеству Достоевского, найденный Михайловским в1881 г. Причем Михайловский видит в этом художест­венно-мировоззренческом принципе его внутреннюю связь с процессами самой русской действительности.

Опираясь на суждение Добролюбова о единстве всего творчества Достоевского, в котором различные «интере­сы» лишь перемещались, но не изменялись, Михайлов­ский отмечает, что Добролюбов не мог оценить ни «пере­мещения интересов» Достоевского в сторону самодовлею­щей жестокости, ни последующего двадцатилетнего развития самой русской действительности: «Знаем мы и еще кое-что, чего Добролюбов не знал и не мог знать — в двадцать лет много воды утекло, и пусть бы в это время только вода текла!»107.

Однако Михайловский увидел только одностороннюю связь в многосмысловом единстве, он видит опасность в эпоху безвременья популярности «жестокого таланта», сила воздействия которого прямо «зависит от условий» действия: «Если у общества — широкая задача, погло­щающая его силы и внимание, талант этот пройдет бес­следно».

105 Отечественные записки, 1882, № 9, с. 114.

106 Там же, с. 118.

107 Там же, с. 252.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.