НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

Если такой задачи нет, то «жестокий талант примется с распростертыми объятиями», тогда он дейст­вует на общество как «наркотическое средство» 108.

Проницательно определив связь художественных принципов Достоевского с эпохой кризиса сознания в условиях кризиса политического, Михайловский опустил вопрос о закономерности появления «жестокого таланта» в тяжелых обстоятельствах России, не оценил гениаль­ной чуткости художника к потребностям своего времени.

В 80-е годы эта закономерность и это право еще не были осознаны, хотя определение Михайловским характера таланта Достоевского было оценено и подхвачено. 24 сентября 1882 г. И. С. Тургенев писал М. Е. Салтыко­ву: «…прочел я также статью Михайловского о Достоев­ском. Он верно подметил основную черту его творчества. Он мог бы вспоминать, что и во французской литературе было схожее явление — а именно пресловутый маркиз де Сад… И, как подумаешь, что по этом нашем де Саде все российские архиереи совершали панихиды и даже предики читали о вселюбви этого всечеловека! Поистине в странное живем мы время!» 109

108 Там же, с. 270, 271, 273.

109            Тургенев И. С. Поли. собр. соч. Л., 1968, т. 13, кн. 2, с. 49.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.