НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

— центральные не только по отношению к роману… но и по отношению ко всему длинному ряду произведений Достоевского», считает, что этот «ряд» можно рассматривать, как «предварительные, неясные и неполные вариации мучительной темы, вылившейся нео­жиданно почти, почти без связи с романом в этих гла­вах»… 113

Находя единственно подобающее сравнение для ле­генды о великом инквизиторе в образах библейских про­роков, Розанов снова и снова акцентирует актуальное значение романов Достоевского для современности 90-х годов: «Вера ли это? Безверие ли? Какой оконча­тельный смысл сцены? Его договорит история — мы же знаем только, что никогда не являлось более точного, более правильного выражения того, что Высшим Промыс­лом доведена эта история к нашему многозначительному и тревожному моменту» 114.

Так в одной статье противоборствует две равно пока­зательные для времени и противоположные по смыслу тенденции: с одной стороны, острое ощущение надвигаю­щегося исторического катаклизма, выраженного образами Достоевского; с другой стороны, абсолютизация и абст­рагирование образов Достоевского при помощи чисто религиозной концепции его творчества.

113            Там же, с. XX.

114            Там же, с. XXI.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.