НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

Выросшая на основе религиозной концепции, где проблеме «преступления и наказания» придано значение не эстетического отражения мирового зла, а уже некоего трансцендентного опыта, эквивалентного опыту реально­му, книга В. В. Розанова «„Легенда о великом инквизиторе“ Ф. М. Достоевского» (1894), была, однако, посвяще­на не «Преступлению и наказанию», а лишь одной сцене «Братьев Карамазовых». Хотя «поля» у этой книги ши­рокие и на них помещается многое, многое увидено, от­метим специфическую избирательность Розанова как одно из характерных противоречий, продолжающих со­путствовать критическому восприятию творчества До­стоевского. С одной стороны, она осуществлялась как будто просто: чтобы превратить Достоевского в надеж­ную опору для обновления христианства и православной церкви, казалось, было достаточно выделить из его ро­манов «центральные сцены» и опустить «второстепен­ные», т. е. превратить художника в чистого мыслителя. Но, с другой стороны, оказывалось, что, и взяв за осно­ву анализа только легенду о великом инквизиторе, автор ее исследования с той же неизбежностью сталкивался с «могучей диалектикой» Достоевского, как и в том слу­чае, если бы он брал его роман в целом: наиболее фило­софская, наиболее отвлеченная часть целого содержала в себе качества всего целого. И религиозному критику все равно приходилось в конце своей книги противопо­ставлять сложнейшей художественной системе образов романа богословский трактат в чистом виде, хотя и мо­дифицированный в духе религиозных исканий конца XIX в., но данный вне какой-либо связи с образами ро­мана. В конце книги Розанова бунту Ивана Карамазова против миропорядка противопоставлялось христианское учение о первородном грехе, подкрепленное модными идеями наследственности, тезис о неисповедимости путей господних с добавлением сведений о

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.