НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

математических открытиях Лобачевского об относительности до сих пор известных человеку пространственных представлений и славянофильская надежда на грядущее торжество пра­вославной церкви над прочими христианскими церквами. Художник, объявленный в начале книги величайшим ху­дожником современности и ближайшим единомышлен­ником автора, в конце ее выступал в качестве ученика, должного внять элементарным церковным истинам. Таким образом, «вековечный смысл, неумирающее значение» 115 признавались за Достоевским только при условии добавления к его собственной философской ис­поведи религиозных идей самого Розанова.

Этот метод — искать в художнике опору для своих собственных идей и игнорировать полноту содержания его произведений — давал в «странное время» рубежа XIX и XX вв. разнообразные и противоположные ре­зультаты.

В русских философских спорах Достоевский выступа­ет в роли одного из самых разительных аргументов в решении насущных вопросов эпохи больших ожиданий, причем в пользу различных, иногда прямо противополож­ных истин. Образы романов Достоевского оказываются с равным успехом то поводом для проповеди спасительно­сти христианских идей добра и любви, то провозвестни­ком ницшеанских идей, убедительным доказательством права человека игнорировать обветшалую за девятнад­цать веков христианства, лишенную реального смысла границу между добром и злом.

115            Там же, с. 34.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.