НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

Один из собеседников настаивает, что Раскольников хотел «сделаться героем в самоновейшем смысле слова»: «Тут за много лет теориями Ницше веет, а не тургеневской ,,Новью“». Достоевский, как никто другой, опередил свою эпоху и дал образчик чистейшего русского демонизма, который он измерил до глубины» 117.

Другой собеседник считает, что Достоевский показы­вает в своем герое «откровенье совести в том движении, широком и звучном, которое называется покаянием» 118.

Так на почве критического импрессионизма была най­дена некая автономия «голосов» героев Достоевского. Улавливая интуитивно эту тенденцию романов Достоев­ского, А. Волынский строит и свои эссе как открытый диалог собеседников. Его эссе кончаются лирическими аккордами, не дающими прямого итога спору, но как бы художественно гармонизирующими противоречие между высказанными идеями.

В этом чужеродном Достоевскому декоративном об­рамлении впервые определится и выделится как некое самостоятельное литературное явление, как особый поэ­тический мир, наполненный своим смыслом, и историче­ским, и философским, и лирическим, тема «Петербург Достоевского». И именно «петербургской темой» очерки Волынского явились прямыми предшественниками и не­которых идей книги Д. Мережковского «Толстой и До­стоевский», и, позднее, романа А. Белого «Петербург».

117            Там же, с. 7.

118            Там же, с. 11.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.