НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

Мережковский выстраивает героев Достоевского в два параллельных ряда, один из которых соответствует идее «древней России», другой — новой, и оба содержат в себе тенденцию конечного слияния в некое грядущее религиозное единство, духовного синтеза, залогом которо­го является интенсивность их внутренней жизни. Но предпочтение как ведущему началу отдается модернизированно-славянофильской тенденции, находящей опору в романах Достоевского.

Механическое противопоставление двух строго вы­строенных рядов образов Достоевского отражает, хотя и в огрубленном, схематическом виде, некоторые действи­тельные черты романных конструкций и внутреннюю не­прерывность развития творчества Достоевского как еди­ного спора о главных проблемах бытия. Наблюдателя угаданной закономерности удовлетворяло ее однозначное объяснение как «символического реализма» Достоевского, творческая сила которого направлена на выявление при­частности земной реальности к «мирам иным», на указа­ние связи между явлениями обыденности и «ноуменаль­ной бездной, проглядывающей сквозь тонкую, прозрач­ную кору». Вслед за Розановым из романов Достоевского выписываются и комментируются в первую очередь сны, галлюцинации, разговоры о приведениях и образах веч­ности, преследующих героев. В книге Мережковского нет ни бедности, ни богатства, ни русского крепостного прош­лого, ни опасностей нигилизма, ни любовной страсти, ни семейных отношений. Противоречивость двойственных и тройственных мотивов поведения героев получает значе­ние исчерпывающего свидетельства призрачности самой реальности. Формула Достоевского «реализм, доходящий до фантастического», истолковывается здесь как формула мессианских предчувствий и религиозных пророчеств Достоевского о грядущем торжестве в России фантасти­ческого мистического идеала самих адептов «нового пути».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.