НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

Его две книги «Добро в учении гр. Толстого и Ницше» (1900) и «Достоевский и Ницше» (1903) — две последовательные ступени критики существующих этических учений как искусственных ширм, придуманных людьми в защиту от страха перед бессмысленным лицом жизни.

В 1900 г. Л. Шестов задал вопрос, почему и Л. Тол­стой, учивший «добру», и Ф. Ницше, который учил пре­ступить добро, оба так высоко ценят Достоевского как одного из «учителей» современности? Ответ на этот во­прос Шестов ищет в образах «Преступления и наказа­ния» и обнаруживает сразу «две психологии» 121

Снова по типу критики 60-х годов Лев Шестов вос­принимает роман Достоевского как две самостоятельные, противоречащие друг другу части: «С одной стороны, первая часть „Преступления и наказания», в которой Раскольников, заодно со своим творцом, признает свою неспособность к преступлению — слабостью; с другой стороны — вторая часть, где Достоевский уже один, без Раскольникова, находит для себя в готовности остаться нравственным новый ореол, источник славы и гордости. Ницше близки были подпольные рассуждения первой части „Преступления и наказания»… Он простил охотно Достоевскому вторую часть — наказание за первую — преступление. Гр. Толстой — обратно за вторую часть — первую» 122.

Но, отказав роману Достоевского в цельности, Шестов все-таки оказывается перед другим, знакомым нам про­тиворечием.

121            Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ницше: (Философия и проповедь). СПб., 1900, с. 61.

122            Там же, с. 62.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.