НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

А вы­вод такой: «в подчинении правилу высший смысл жиз­ни: Достоевский правилу подчиняется, следовательно,— смысл за ним» 125 «…Вы остаетесь под мучительным впечатлением, что выслушали проповедь безгрешного пра­ведника, направленную против многогрешного мыта­ря» 126,— настаивает Л. Шестов, противопоставляя мора­лизаторской «проповеди» Достоевского широкую гумани­стическую философию Шекспира.

Но такое противопоставление происходит за счет ме­ханического деления Шестовым героев Достоевского на «жертв» и «палачей». Снова, как это бывало не раз, про­исходит расщепление художественного целого на «главное» и «второстепенное»: опускаются все «живые карти­ны» бедствующего и страдающего Петербурга, капитали­стического Ваала, и совершаются операции с диалогами и монологами героев, выключенными из воспроизведен­ных Достоевским обстоятельств их рождения, бесконеч­но усложняющих в его романах вопрос о вине и искуп­лении.

Подведением итогов функционирования творчества Достоевского в русской модернистской литературе на ру­беже двух веков и одновременно прорывом схемы чисто идеологического восприятия его романов явились статьи Вячеслава Иванова 10-х годов. В них, по предложению автора, читатель мог «оглянуть» весь пройденный симво­лизмом путь, на котором Достоевский занимал особенно важное место как «великий зачинатель и предопределитель нашей культурной сложности» 127, как ярчайший пример «реалистического символизма» — так окончатель­но был назван символистами «реализм в высшем смысле» Достоевского.

125            Там же, с. 66—67.

126            Там же, с. 72—73.

127            Иванов Вяч. Борозды и межи. М., 1916, с. 7.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.