НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

Вячеслав Иванов, писавший о Достоевском в пору возникновения формальной школы, прямое истолкование образов Достоевского в духе мистических идей символиз­ма пытался объединить с требованиями новейшего мето­да. Свое исследование «Достоевский и роман-трагедия» он начал с наблюдений над поэтикой Достоевского и пер­вую главу назвал «Принцип формы».

Именно обращение к Достоевскому заставляет Вяче­слава Иванова излагать свою теорию романа и его места в современном художественном творчестве, когда «роман сделался основною, всепоглощающею формою… особливо свойственною переживаемой нами поре» 128.

Вяч. Иванов стремился выявить традиции европей­ской литературы в творчестве Достоевского. Находя два главных его идейных истока в творчестве Руссо и Шиллера, в то же время Вяч. Иванов увидел в романе До­стоевского сложное преломление разных романных форм — Диккенса, Гофмана, Жана-Поля Рихтера, Баль­зака. Однако критик почти исключил Достоевского из отечественной литературной традиции, ставя и ее саму как бы в экстерриториальное положение по отношению к европейской литературе. Вяч. Иванов настаивал лишь на «общеисторической, а не специально технической» 129 связи Достоевского с русской прозой и особенно четко, вслед за В. Розановым, противопоставлял Достоевского Гоголю.

Выявление в романе Достоевского одновременно столь разных литературных традиций приводит Вяч. Иванова к определению особенностей прозы Достоевского:

128 Там же, с. 10.

129            Там же, с. 16.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.