НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

он говорит о «многоголосом оркестре творчества Достоевско­го» 13°, который, «подобно творцу симфоний… применил к роману метод, соответствующий тематическому и конт­рапунктическому развитию в музыке — развитию, излу­чинами и превращениями которого композитор приводит нас к восприятию и психологическому переживанию цело­го произведения как некоего единства» 131.

Возникнув как броские штрихи в импрессионистиче­ской картине романного мастерства Достоевского, эти вы­разительные метафоры Вяч. Иванова впоследствии дадут толчок авторитетным теориям, которым суждена будет долгая и сложная судьба.

Исследователь нашел сразу несколько ключевых то­чек, от которых начнутся разные направления дальней­шего изучения романного мира Достоевского, такие, как определение его места в русской и мировой литературе, соотнесение его произведений с европейскими романны­ми жанрами, проникновение в социальную природу его языка, исследование отличительных черт его повествова­тельной манеры. Эти направления получат развитие и обоснование в работах В. В. Виноградова, JI. П. Гроссма­на, Ю. Н. Тынянова, М. М. Бахтина и др.

У Вяч. Иванова положение об органическом единстве каждой «клеточки» и каждого «нерва» великих произве­дений искусства, в том числе и романов Достоевского, не находило практического подтверждения и развития. Жан­ровая теория Вяч. Иванова, в которой самому высокому роману принадлежало лишь промежуточное место меж­ду трагедией античности и трагедией будущего, была искусственно сконструированной моделью, отвечающей мистическим неославянофильским идеалам автора, но не действительному историческому развитию поэтики рус­ского романа.

130            Там же, с. 15.

131            Там же, с. 20.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.