ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА НАСЛЕДИЯ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

тие со дня смерти и 1914 — столетие со дня рождения поэта).

Но второй половине XIX в. лермонтовское наследие стало объектом серьезного научного изучения. С десятилетиями в процессе демократизации русской культуры все более и более ширилась читательская аудитория Лермонтова. В движении эпох лермонтовские произведения сохра­нили силу своего эстетического воздействия на читателей других поколений, не утратив при этом ни своего познавательного значения, ни нравственно-образовательного потенциала.

Долгим и непростым был путь Лермонтова к народу. В ходе времен менялось представление о личности поэта и характере его творчества в связи с общими закономер­ностями исторического развития России.

В критике пятого и шестого десятилетий шло продол­жение того спора о Лермонтове, который начался еще при жизни поэта, когда определились диаметрально противо­положные представления о личности поэта и характере его творчества. В. Майков, А. Галахов, исходя из пред­ставления о Лермонтове как подражателе Байрона, заим­ствовавшем многое из богатого источника его творений, акцентировали в его наследии начала отрицания, безве­рия, разочарования — все то, что они считали навеянным извне — западным, органически чуждым исконным устоям русской жизни. Но А. Галахов признавал и то, что к за­имствованному Лермонтов «приложил» и «свое собствен­ное» 69. Революционные демократы Добролюбов, Черны­шевский вслед за Белинским рассматривали Лермонтова как великого поэта России, наряду с Пушкиным и Гого­лем являющегося национальной гордостью русских, чья культура достигла общечеловеческого значения. «Лермон­тов и Гоголь… которых произведения мне кажутся самыми высшими, что произвели последние годы в европейской литературе, доказывают… что пришло России время дей­ствовать на умственном поприще, как действовали раньше ее Франция, Германия, Англия, Италия»70,— писал Чернышевский в 1848 г. Революционные демократы, ув­лекаясь лермонтовской поэзией, высоко ценили и любили ее. Чернышевский с юных лет знал «чуть ли не все ли­рические пьесы Лермонтова» 71.

[69]              Русский вестник, 1958, № 14, с. 273.

[70]              Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. М., 1939, т. 1, с. 127.

[71]              Там же, с. 634.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.