ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА НАСЛЕДИЯ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

теллигентного человека, мучимого своим европеизмом, то, наверно бы, кончил тем, что отыскал исход, как и Пуш­кин, в преклонении перед народной правдой…» 77 (1877).

И далее, развивая свои представления о направлении творческого развития Лермонтова, Достоевский предпола­гал: «…остался бы Лермонтов жить, и мы бы имели ве­ликого поэта… может быть истинного «печальника горя народного». Но это имя досталось Некрасову» 78.

В последние десятилетия XIX в. бытуют противоречи­вые, взаимоисключающие представления о характере лер­монтовского творчества, о личности Лермонтова. Народ­ническая критика стремилась акцентировать в произведе­ниях Лермонтова мотивы, близкие идеологам народниче­ства.

Основным мотивом поэзии Лермонтова Н. Михайлов­ский считал героизм, а самого поэта называл «настоящим героем безвременья» (1891) 79. В этот же период в поэ­зии находят не только изображение «изысканно-тонких чувств и мечтательных страданий русского интеллигента, но и выражение основного тона русской народной поэ­зии — грусти»80 (В. О. Ключевский).

Как представлялось В. О. Ключевскому, «поэзия Лер­монтова, освобождаясь от разочарования, навеянного жизнью светского общества, на последней ступени своего развития близко подошла к… национально-религиозному настроению, и его грусть начала приобретать оттенок по­этической резиньяции, становилась художественным вы­ражением того стиха молитвы, который служит формулой русского религиозного настроения — да будет воля твоя. Никакой христианский народ своим бытом, своей истори­ей не прочувствовал этого стиха так глубоко, как русский, и ни один русский поэт доселе не был так способен глу­боко проникнуться этим народным чувством и дать ему художественное выражение, как Лермонтов» 81.

По мнению К. Случевского, Лермонтов — «поэт сомне­ния и разочарования. Он сомневается в боге, родине, чести, любви, добре и прочем», «он — человек не русский, а скорее всемирный и беспочвенный в этом отношении: не имея единения с родной страной, он сделался жертвой

  • Достоевский Ф. М. Полн. собр. худ. произведений. М.; JL, 1929, т. 12, с. 353.
  • Там же, с. 354.
  • Соч. Н. К. Михайловского. СПб., 1897, т. 5, с. 316.
  • Русская мысль, 1891, № 7, с. 84.
  • Там же.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.