ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА НАСЛЕДИЯ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

используя опыт Лермонтова. В 50—70-е годы Печорин становится объектом для пародий.

Молодой Толстой уже в автобиографической трилогии и «Севастопольских рассказах», следуя по лермонтовскому пути в поисках художественных средств для изображения внутреннего мира личности, пришел к «диалектике души» (Чернышевский, 1856). А поздний Толстой наряду с И. Тургеневым, Д. Григоровичем, молодым А. Чеховым восхищался слогом автора «Тамани». И маститый писа­тель, и начинающий прозаик в своем стремлении к яс­ности, прозрачности и емкости языка руководствовались достигнутым в прозе Лермонтова.

Толстой, высоко ценя оригинальность художественной формы лермонтовского романа, отдавал должное и Лермонтову-поэту, которого «наряду с Пушкиным и Тютче­вым считал большим поэтом» 121. Но особенно высоко Толстой ценил глубину лермонтовской мысли, его напря­женное искание истины122, он усматривал в произведе­ниях поэта «самые высокие нравственные требования, лежащие под скрывающим их напущенным байрониз­мом» 123.

Но и притом, что XIX век был веком расцвета прозы в русской литературе, поэзия, потесненная прозой, про­должала развиваться и волновать человеческие сердца. Следы воздействия Лермонтова обнаруживаются в произ­ведениях многих поэтов XIX в. Каждый из них находил в наследии Лермонтова то, что было наиболее созвучно настрою его души, что помогало ему в решении проблем, которые выдвигало новое время.

О действенной силе лермонтовской поэзии в 40-е годы свидетельствует успех, который выпал на долю его «Думы». В 40-е — начале 50-х годов мотивы лермонтовской «Думы» проникают в поэзию молодого Н. Некрасова, М. Салты­кова-Щедрина, А. Плещеева, И. Тургенева.

Последователи Лермонтова разрабатывают тему «сов­ременного поколения» по-разному. При этом Салты­ков-Щедрин, например, в стихотворении «Наш век» (1844), размышляя над судьбой поколения, обреченного на без­деятельность, вводит еще тему поэзии, лишенной серьез­ного содержания. А. Плещеев в «Думе» (1844) сосредото­-

[121]              Из «Яснополянских записок» Д. П. Маковицкого. М., 1905, т. 2, с. 162.

[122]              См.: Гольденвейзер А. В. Вблизи Толстого. М., 1959, с. 68.

[1]              JI. Толстой об искусстве и литературе. М., 1958, т. 2, с. 520.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.