ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА НАСЛЕДИЯ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

исторической эпохой, в которую им выпало родиться и жить.

Знаменательно и то, что в ту эпоху, когда лермонтов­ские произведения воспринимаются как наследие истории русской литературы, созданное Лермонтовым остается действенным фактором литературного развития нового времени. Поэма «Демон», впервые опубликованная снача­ла за границей, а затем в России в конце 60-х годов,— одно из самых популярных лермонтовских произведений во второй половине XIX в.

Могучий пафос отрицания, заложенный в лермонтов­ской поэме, образ «духа отрицанья», «духа сомненья» и вместе с тем «царя познания и свободы», богатство содер­жания, широта проблематики и вместе с тем поэтический строй романтической поэмы — все это, видимо, вместе взятое сообщило «Демону» ту притягательную силу, ко­торая заставляла многих поэтов и писателей XIX—XX вв. обращаться к нему, решая собственные творческие задачи. Среди тех, кто оказался под властью «Демона» и смог освободиться от него, лишь «отделавшись стихами» или прозой, были столь непохожие великие художники слова, как Ф. Достоевский, А. Блок, В. Маяковский, Б. Пастер­нак и многие другие.

Во второй половине XIX в. поэма «Демон» стала пред­метом сатирического переложения. К мотивам «Демона» обратился В. Курочкин, перу Д. Минаева принадлежит сатирическая поэма «Демон» (1880) — произведение ост­рого социального звучания, разоблачающего устои бур­жуазного уклада в Западной Европе и России.

В конце XIX — начале XX в. лермонтовский Демон стал одним из популярнейших персонажей русской сати­рической журналистики. Обилие сатирических переложе­ний свидетельствовало об исключительной популярности Лермонтова, активном бытовании его произведений в са­мой широкой читательской среде.

Интерес, проявляемый к «Демону», выплескивается за пределы литературы. В1871 г. А. Г. Рубинштейном была создана опера «Демон». Эта же тема преследовала М. Врубеля как наваждение. Он исступленно работал, создавая в поисках собственного решения лермонтовско­го образа все новые и новые его варианты. Искусствове­дами признано, что три полотна Врубеля: «Демон сидя­щий» (1890), «Демон летящий» (1899) и «Демон повер­-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.