ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА НАСЛЕДИЯ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Среди юношеских стихотворений читатель нашел не­мало строк, навсегда запавших ему в душу.

Знакомству широкого читателя с Лермонтовым спо­собствовало искусство кино и театральная сцена. При­чем экранизировались и ставились на сцене не только лермонтовские произведения, но произведения о Лер­монтове и такие сложные творения синтетического жан­ра, как опера и балет, созданные на сюжеты произве­дений Лермонтова.

На формирование читательского представления о Лер­монтове огромное воздействие оказала наука о литературе.

Четвертое десятилетие XX в.— этап общего взлета науки о Лермонтове. Отличительная черта этого перио­да — многосторонность и широта подхода к лермонтовско­му наследию. Принципы социологического анализа на­следия классики в эти годы осознаются глубоко и выдер­живаются последовательно. Это позволило плеяде ученых, работавших над наследием Лермонтова, критически подой­ти ко всему достигнутому предшествующей критикой и наукой, осваивая и развивая лучшее, в том числе и опыт марксистской критики (М. Горький, А. Луначарский), завоевания формальной школы в изучении поэтики Лер­монтова, фактические находки биографов Лермонтова, сведенные воедино в двухтомной «Книге о Лермонтове» П. Щеголева (1929), продвинуть вперед дело многосторон­него научного осмысления творчества Лермонтова.

Важнейшими из трудов, подготовленными и вышедши­ми в это десятилетие (или в первые годы последующего), явились пятитомное собрание сочинений Лермонтова (Academia), подготовленное Б. Эйхенбаумом и К. Халабаевым, исследования и публикации, составившие лер­монтовские тома «Литературного наследства» (т. 43—44, 45—46), сборник Института мировой литературы, вышед­ший в Гослитиздате в 1941 г., и первая научная биогра­фия Лермонтова (до 1832 г.), написанная Н. Л. Брод­ским.

В результате фактографических исследований, усилия­ми комментаторов и авторов работ о творчестве поэта Лермонтов был введен в реальный контекст социально-бы­товой и политической жизни своего времени, представлен как передовой поэт и мыслитель своей эпохи, откликнув­шийся на все острые, злободневные проблемы времени: революционное движение на Западе, гнет политической реакции и язвы крепостничества в России, ужас сущест­-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.