ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА НАСЛЕДИЯ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

вновь найденными текстами произведений поэта и Новыми фактическими данными о его жизни и творчестве.

С конца 50-х годов определилась новая волна интере­са к Лермонтову академической науки. В поле зрения ученых — все многообразие творческого гения: появились новые значительные исследования произведений всех жанров — лирики, поэмы, драмы, прозы. Ученым этого периода, опиравшимся на завоевания критики XIX сто­летия и почти вековой опыт литературоведения, удалось достигнуть многого. Был описан лермонтовский вариант романтической поэмы (А. Н. Соколов, в 70-е годы дал уточнение Ю. Манн); по-новому прочитана поэма «Мцыри», взятая в соотнесении ее конкретно-историческо­го пласта и общечеловеческого звучания; успешные шаги сделаны в изучении поэмы «Демон» (Д. Максимов, Д. Ги­реев, Э. Найдич, Б. Удодов и др.). Заново прочитан и со­поставлен с европейской романтической драмой «Маска­рад» (Е. Пульхритудова, Т. Ходукина, Ю. Манн и др.).

По-новому прочитана лирика поэта. Углубление в фи­лософскую и нравственно-этическую проблематику дало возможность поставить проблему положительного идеала Лермонтова (Д. Максимов, А. Гуревич), заново решить проблему изображения «простого человека» в лирике. Интерес к поэтике лирического стихотворения позволил увидеть в Лермонтове художника слова, нашедшего по­этические средства для изображения в поэзии тока души (В. Сквозников, А. Журавлева).

И самое главное — новое прочтение лирики позволило увидеть в Лермонтове поэта, отрицавшего многое в «стра­не рабов, стране господ» ради утверждения идеалов на­родности (в особом лермонтовском понимании: Лермон­тов, считавший, что «Россия вся в настоящем и буду­щем» 144, верил, что лучшие задатки ее народа, видимые в настоящем, дадут пышный цвет в будущем).

Успехи в изучении лирики подготовили возможность нового подхода к прозе — к «Герою нашего времени». И хотя силы ученых были отвлечены на решение пробле­мы метода романа, тем не менее была выработана бо­лее глубокая трактовка произведения (Е. Михайлова, У. Фохт, И. Виноградов, Э. Герштейн и др.). За конкретно-историческим планом произведения был открыт другой, общечеловеческий план. Трагедия лермонтовского совре­-

[144]              Лермонтов М. Ю. Полн. собр. соч., т. 6, с. 384.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.